Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

стр 1  стр 2  стр 3  стр 4  

Донни Дарко / Donnie Darko (2001)

 

 

30 сентября 2008 в 11:16прямая ссылка

Личный апокалипсис Донни.

Начну с того, что этот фильм существует в нескольких вариантах, и я настоятельно рекомендую смотреть ту версию, которая приближена к режиссёрской, а не полуторочасовую усечённую. 'Донни Дарко' – это тот удивительный случай, когда в одном фильме намешано столько всего, имеется в виду не число сюжетных линий, а скорее идей, жанров, что подобный фильм просто не может не заинтересовать вдумчивого зрителя.
 
Если кратко, то это кино о странном пареньке Донни (Джейк Джилленхол) и о Конце Света. Здесь можно поставить точку, но данное «объяснение» не объясняет ровным счётом ничего, а наоборот вызывает ряд вопросов. Что же в нём такого странного, в этом Донни? Почему настанет Конец Света? Фильм успешно даёт ответы и на эти вопросы, правда в свою очередь порождает новые и как только ты готов воскликнуть, что всё стало более мене понятно, оказывается, что ты лишь запутался ещё больше.
 
На первый взгляд Донни – обычный школьник. Как самый обычный американский школьник он ссорится с сестрой (Мэгги Джилленхол), родителями, преподавателями, находит себе девушку, порой хулиганит. Правда иногда он ходит к психологу-психиатору и страдает сомнамбулизмом… А ещё у него есть друг. Из разговора с психологом: «- У меня появился новый друг. - Настоящий или воображаемый? - Воображаемый». Его зовут Фрэнк. Он ходит в костюме большого серого кролика с весьма «дружелюбной» улыбкой. И что самое интересное он существует на самом деле.
 
Он живёт здесь, в этой реальности, в том же «пространственно-временном континиуме», что и Донни. А в другой вселенной он умер. И вы даже узнаете отчего. Но только в этой реальности он хочет жить. На первый план выходит судьба героя. С ним связано много людей, у каждого своя история. Это и преподаватель литературы (Дрю Бэрримор), которая хочет на своих уроках видеть заинтересованных учеников, потому что знает, что «мы теряем их». Это психолог Джим Канингем (Патрик Суэйзи), который разработал свою методику из серии как стать счастливым и теперь предлагает эту панацею каждому, особенно в школах, ведь он так любит детей...
 
Эти второстепенные персонажи дают многое понять об эпохе, о времени, об обществе. Почему, к примеру, физик (Ной Уайл) отказывается говорить с Донни о путешествиях в параллельные измерения: «Я боюсь потерять работу». В школе есть молодые преподаватели, со своими идеями, которые могут заинтересовать молодёжь, могут пробудить в них интерес к предмету, к жизни – но их попросту давят, тогда как лицемерные проповедники получают всеобщую любовь. Но Донни назовёт каждого своим именем. «- Я думаю вы чёртов Антихрист». Он сделает это, потому что он, как уже отмечалось – странный.
 
На протяжении большей части фильма не покидает ощущение того, что он просто психически ненормальный. Но его необычность вовсе не в этом. Его необычность заключается в том, какое решение он примет в конце всей это истории. «- Донни Дарко…Что это за имя? Как у какого-то супергероя…» Донни не супергерой. Он даже не сумасшедший. В режиссёрской версии присутствует момент, когда Донни узнаёт, что те таблетки, которые он принимал и от которых возможно могли быть галлюцинации, на самом деле просто плацебо, то есть пустышка.
 
Так кто же такой Донни Дарко? «Донни Дарко» в жизни Ричарда Келли Если послушать интервью режиссёра картины Ричарда Келли или комментарии к удалённым сценам, то сразу же почувствуется, как он переживает, что в первоначальной версии столько всего было вырезано. Он с любовью рассказывает о том, что значит каждая деталь, разговор и как ему жаль, что та или иная сцена не вошла в фильм. Без всех этих кусочков фильм теряет всякий смысл. В усечённой версии отсутствуют выдержки из книги «бабушки Смерть» Роберты Сперроу, то есть зритель вообще не получает никакой информации о теории путешествия во времени, о параллельных вселенных, о порталах, о проводниках, о червоточинах.
 
Вырезанными оказались те моменты, которые помогают раскрыть образ главного героя, сделать его более понятным, человечным, исчезли многие детали и это ужасно, ведь по режиссёрской задумке всё в этом фильме было не случайно, всё к месту. К примеру, имя Фрэнк. Оно употреблялось несколькими героями на протяжении фильма неоднократно. Фрэнк всегда незримо был частью происходящего, тот самый Фрэнк, парень в костюме кролика. Ричард Келли снял «Донни Дарко» в 26 лет.
 
Фильм получил ряд наград, однако особого успеха не имел, чему я не удивляюсь, если учесть, что зритель видел не полную версию. Со временем ему предложили перемонтировать ленту и выпустить ещё раз. Наверное именно после этого и пришло зрительское признание, понимание. Фильм стал длиннее, появились пояснения, появилась книга о путешествиях во времени, с которой можно ознакомиться в сети. Не раз читала, что Келли сравнивают с Линчем, которого тоже кстати без комментариев порой не поймёшь. Будущее покажет станет ли Келли новым Линчем, однако после просмотра его «Историй с юга», оставивших весьма неоднозначное впечатление (толи это самая абсурдная вещь, которую я когда-либо видела, толи самый потрясающий стёбный шедевр), я почему-то в этом сомневаюсь.
 
Линч мистичен, иррационален и гениален в своём видении мира и умении этот мир показать. Келли пока для меня просто весьма оригинален и нетипичен в целом. Он гнёт свою линию и в «Историях с юга» мы опять столкнёмся с «пространственно-временным коллапсом» и рядом весьма специфичных персонажей. Сможет ли он развить свой потенциал, мы узнаем в 2009, когда выйдет его «Посылка» и возможно расставит всё по своим местам, показав, кто гений, а кто просто хороший режиссёр. «- Зачем тебе костюм кролика? - А зачем тебе костюм человека?» «Донни Дарко» и музыка Очень люблю ту музыку, которая в итоге служит звуковым сопровождением фильма.
 
Хотя режиссёру пришлось отказаться от ряда композиций в связи со скудным бюджетом, те треки, на которые их заменили, оказались на мой взгляд даже лучше. Это такой музыкальный экскурс в прошлое: INXS - Never Tear Us Apart Tears For Fears - Head Over Heels Duran Duran – Notorious Joy Division - Love Will Tear Us Apart Но больше всего мне понравилась финальная композиция: Michael Andrews & Gary Jules - Mad World Красивая песня, как нельзя лучше подходящая для красивого финала. Так о чём же этот фильм?
 
 
О «коллапсе чёрной дыры», о «червоточинах во времени», о проблемной парне Донни, о первой любви, о системе, о школе, о взаимоотношениях между людьми, о самой красивой фразе английского языка… Может о том, что «все Божьи твари умирают в одиночестве»? Но не все с такой блаженной улыбкой на лице, как Донни. Может, это кино о приношении себя в жертву во имя спасения других? Тогда кто же такой Донни Дарко и о каком Конце Света идёт речь?

 

30 сентября 2008 в 20:06прямая ссылка

Всё о жизни

Отзыв только для тех, кто уже посмотрел фильм. Те, кто не смотрел «ДД», - смотрите и идите обратно сюда. «Если ты один, это ещё не значит, что ты псих» Стивен Кинг (?) При первом просмотре мне фильм не показался шибко шедевральным. Да, вроде какая-то мысль была. Да, вроде был закрученный сюжет. Но фильм прошёл, как какой-то сон, и я был уверен, что не разгляжу в нём чего-то скрытого.
 
 
И вот решил его посмотреть снова. Не знаю, почему. Наверное, почувствовал, что что-то потерял. Я оказался прав. Режиссёр позиционирует свой фильм, как притчу. Поэтому, как и во всякой притче, в «ДД» фантастическое отходит на второй план. Прелесть этого фильма в том, что даже если вам непонятны некоторые сюжетные повороты, - это не смазывает впечатление от просмотра. Фильм погружает нас в мир подростка, страдающего от одиночества, которого гнетёт окружающий мир. При первом знакомстве главный герой вызывает у нас антипатию. Но впоследствии нам раскрывают всю полноту его страданий. Личная жизнь.
 
В то время, когда ты ещё ни разу не делал ЭТО, все свободное время тебя занимают мысли об этом. От сомнений: «Будет или не будет, получится или не получится» - иногда ты просто устаёшь и впадаешь в депрессию. Особенно, если ты считаешь себя в чём-то ущербным. Плюс ко всему этому примешивается тотальное непонимание родителей твоих чувств и стремлений. В результате, переживания по поводу предстоящего секса отождествляются с боязнью полного одиночества. Девушка главного героя – Гретчед – тоже страдает от одиночества. ДД думает, что только она может его понять.
 
Очень интересно проследить их отношения, развивающиеся в этом ослепшем мире. «Нужно поцеловаться тогда, когда есть возможность восхищаться красотой этого мира». Но посмотрите, когда герои впервые предавались своим чувствам. Видимо, Ричард Келли хочет сказать, что даже в этих ситуациях надежда на зарождение чувств не потеряна. Видно, что Келли снимал фильм со знанием дела. По-моему, «ДД» намного более автобиографичен, чем кажется на первый взгляд. Келли раскрыл положение героя в нескольких моментах, таких как первый сеанс гипноза или оживлённый разговор о вопросах сексуальности штрумфеток («Какой смысл жить, когда у тебя нет члена?»), или то, когда ДД показывает книгу «Философия путешествия во времени» всем своим близким, несмотря на просьбу учителя, не показывать её никому.
 
Семейная жизнь. Конец света происходит тогда, когда умирает Гретчед. Этот факт также способствует раскрытию внутреннего мира главного ДД. Ибо, как известно, первая любовь переживается особенно сильно. Главный герой думает, что остался один, т.к. умер единственный человек, понимавший его. Однако я думаю, что это не единственная причина конца света. Даже, несмотря на жуткий эпизод семейного ужина вначале фильма, несмотря на то, что родителям из-за непонимания своего сына пришлось нанять психолога, в фильме прослеживается идея о том, что семья – это самая прочная крепость, в которой можно найти защиту.
 
Например, сцена, где мать говорит сыну, что иметь ребёнка-шизофреника – это самое лучшее, что можно пожелать. Из фильма вырезано много важных для понимания фильма сцен, где мы видим, что на самом деле с этой семьёй не всё так запущено и безнадёжно. Наверное, ДД всё же ощущал эту защиту, исходящую от семьи, ведь не случайно, что конец света наступает именно в тот момент, когда самолёт с его матерью и сестрой терпит аварию… Из этого всего можно сделать вывод, что после смерти подружки, после того, как ДД понял (?), от какого самолёта отвалился двигатель, он в каком-то смысле сломался решил, что что бы он не делал в этом мире, он не смог бы изменить ход вещей. Так он пришёл к самопожертвованию. Общественная жизнь. С каждым просмотром я всё больше начинал ненавидеть как школьную администрацию, так и государство в фильме. Активистка-завуч – это такой собирательный образ Абсолютного зла в школе. Словами этот персонаж не описать. Режиссёр так здорово показал её, что иногда возникает желание подойти к телевизору и придушить её голыми руками. Нью Эйжд. Как заставить людей делать то, что ты хочешь? Всё просто: с умным видом заявить, что «существующая система верований несовершенна» (см. бонусы на DVD) и предложить гуманный нерелигиозный заменитель. Что же представляет собой этот заменитель? Деление жизни на страх и любовь. Нетрудно догадаться, что такая система ведёт к массовому отупению населения, к превращению людей в space monkeys. Или в баранов (как вам больше нравится). А уже после того, как вы внушили людям, что вся их жизнь делится на «а» и «б», можно начать продвигать им свои идеи и обещания, создавая иллюзию выбора. Эпизоды с выборами включены в фильм тоже не просто так. ДД назвал Джима Каннингема антихристом. Пожалуй, он не далеко ушёл от истины. Бытие. Людям, знакомых с творчеством Дэвида Линча, придётся смириться, что «ДД» - это фантастика, а образовавшаяся трещина во времени – это действительно трещина во времени. Этот фантастический элемент совершенно не лишний. В сцене с анализом эпизода из книги Грэхэма Грина объяснено то, почему в фильме присутствует такая фантастика: «Это ирония…» Однако режиссёр фильма всё же преподнес нам несколько загадок. Так, например, только очень внимательный зритель поймёт, что жуткий двухметровый кролик – это раздвоение личности главного героя. Когда живёшь жизнью, похожей на жизнь ДД, то часто возникает желание изменить несовершенный мир. Возникает желание быть супергероем. А что нужно каждому супергерою? Конечно, альтер-эго. Альтер-эго иногда может быть и реально существующий живой человек (например, у Тима Бартона, как он считает, это Джонни Депп). Но все попытки ДД изменить мир приводят лишь к усугублению положения. Таким образом, нам дают понять, что если бы не двигатель самолёта, то ничего бы в этом мире не изменилось. Как уже сказано ранее, «ДД» - это фильм-притча. Ричард Келли говорит, что этот фильм о божественном вмешательстве, а тема фильма – в поиске происхождения загадочного голоса в голове ДД. Вы не заметили кадры с крестом на крыше школы и небом, которые идут рефреном через весь фильм? Вот. Поиск Бога – основной вопрос, который поставил режиссёр в своём фильме. PS Как можно заметить, по-настоящему оригинальное глубокомысленное кино не фигурирует на церемониях «Оскара». «ДД» - кино, которое заставляет задуматься только после повторного просмотра. Я написал этот отзыв как раз для того, чтобы у вас возникло желание пересмотреть «ДД» и направить ваши умозаключения в нужное русло. Извините за краткость.
 

Головология, или спекуляция манипуляцией

В открыточной республиканской семье папа-мама-сын-две сестры растёт Донни Дарко, юноша со странностями – он когда-то спалил чужой дом, а теперь гуляет по ночам и пьёт таблетки. Как-то раз его вытаскивает из тёплой постели психоделичный человекообразный кролик, чтобы сообщить про скорый абокралипсис, и в этот самый момент на комнату парня прицельно падает взявшийся из ниоткуда самолётный двигатель.
 
Происходит временной парадокс, Донни оказывается выброшен в нестабильную параллельную вселенную, в терминологии фильма – тангенциальную, а возможно, шизофреник просто галлюцинирует от потрясения. Дубликаты непосредственного окружения героя всеми силами олицетворяют мотивы подсознания и толсто намекают, что он зря не умер, теперь придётся подрабатывать избранным поневоле, причудливым образом спасать реальность от коллапса. Расхваленный сильно больше, чем он того заслуживает, и культ скорее вопреки, чем потому что, фильм Келли, надо отдать должное, изобилует неплохим. Густой жанровый компот, композиция липкого бреда, множество вопросов традиционно без ответов, материализация бессознательного, мистический ужас перед неизведанным. Немножко фатализма, немножко Фауста, много нумерологии да вполне богатая эзотерика. Сюжетные линии восхитительно обрывочны, и Бога ищут, но неясно, находят ли. Где-то Линч, чем-то Кинг, в чем-то Сумеречная Зона. Бонусом забавная кунсткамера зануд и сволочей, на фоне которых параноидальный псих выглядит, как Ленин, нормальнее нормальных и живее всех живых, да конец света как крах личной вселенной. В зеркале отражается живописный зубастый заяц Фрэнк, Гилленхол с топором в руке импозантен и страшно улыбается, облака проносятся по серому небу в рапиде, а из чрева обывателей высовывается пространственно-временной континуум. Всё выглядит чрезвычайно прекрасно, даже несмотря на то, что мухоморами, хоть они штука для полёта сознания неплохая, при злоупотреблении можно насмерть отравиться. Но в качестве нонкомформизма предлагаются акценты на бессмысленный и беспощадный пубертатный бунт, спасение мира огнем и водой происходит через затопление школы и поджоги чужих квартир, а двуполярная система координат страх-любовь, так презираемая героем за очевидную одномерность, оказывается единственной, в которой он способен действовать. Бог есть, но он из Машины и жесток. Учебник геометрии порой страшнее, чем «Некрономикон» - между двумя точками возможна лишь одна прямая, и мы всегда идём навстречу судьбе, даже если в уборную. Многослойность фильма сомнению подвергнуть трудно, однако есть риск в интерпретациях уйти слишком далеко от фактов и выдавать желаемое за действительное. Объяснения кажущейся бессвязности услужливо подсовываются с помощью книжки «Философия путешествий во времени», но красивые, подходящие случаю формулировки сначала нагромождаются, а затем выбрасываются на помойку за ненадобностью. «Донни Дарко» благодаря философскому минимуму, что фиговым листом прикрывает неодетость монарха, открыт для бесчисленных трактовок. Как через одну точку можно провести бесконечно много прямых (точнее, их количество ограничено жирностью карандаша), фильм можно ковырять и ковырять — где там власть и ответственность нечаянного Демиурга, почему мессия направляется в нужное место именно такими способами, представитель внешнего или внутреннего мира бабушка-Смерть, ждать ли беды, если явный псих говорит, что всё будет хорошо. Другое дело, что философия тащится прицепом за реализацией и вторична по отношению к ней. О судьбокрестках, где сбывшееся и несбывшееся меняются местами, исчерпывающе закадрово поговорил ещё Уитакер, мимоходом покритиковав расизм. Придумали мир, да сами тут же его поясняют ремарками, он хорош и самодостаточен в отрыве от реальности, но почти бесполезен за пределами конкретной истории. Красота концепции локальна, фон определяет идею, убери этот фон – идея останется беспомощной, некуда будет деться всем этим Управляемым Мертвым, Живым и Артефактам. Замечательную закольцованность временной дыры щедро разбавляют тысячей ненужных деталей в настырном стремлении символизировать как можно больше всего, поминутно что-нибудь судорожно цитируют только затем, чтобы поиграть в пасхального кролика. Рыцарь надевает плащ волшебника, но путается в его полах, падает на асфальт, и пустая голова гулко гудит на мили вокруг. За счет отсутствия универсальности фильм либо попадает прямо в сердце и отпечатывается на подкорке, либо нет, и камлание с бубном здесь бессильно. Посвященные поплёвывают с пьедестала, остальные недоуменно разводят руками.
 
 
 










 

 

 

стр 1  стр 2  стр 3  стр 4  

 

Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024uCoz